Исследовательская деятельность "Загадочное пятно на реке"

Исследовательская деятельность с использованием интеллект - карты

с детьми подготовительной к школе группы

Тема: «Загадочное пятно на реке"

 

Авторы: Бабурина Татьяна Васильевна,

Павлова Юлия Николаевна,

воспитатели

2020

Любить Родину - значит любить родную природу, охранять и оберегать ее.  Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной. Такое отношение к окружающему миру необходимо воспитывать у детей с раннего возраста, именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие родной природы. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе это - забота о человеке, его будущем. К предостережениям экологов в России часто относятся скептически, но есть регионы, где экологические проблемы уже не предмет для споров, а свершившийся факт. В Республике Коми разливы нефти происходят регулярно, территория республики огромна и масштабы разливов нефти очень велики. Так, весной, рыбаки поселка Водный обнаружили, что на реке Ухта появились нефтяные пятна.

          Поводом к проведению исследовательской работы с детьми «Загадочное пятно на реке» послужила фотография нефтяного разлива на реке Ухта, которую принес один из воспитанников группы. Чтобы поддержать и развить интерес детей к исследовательской деятельности, педагогами группы был использован метод интеллект-карты. Интеллект-карта дает возможность активизировать мышление, память, внимание дошкольников; развивать партнерские отношения; дает четкое понимание ситуации и возможность прослеживать взаимосвязи; предусматривает самостоятельность в разработке творческих решений.

Цель: формирование начал экологической культуры поведения дошкольников.

Задачи:

- формировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе;

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- активизировать мышление, память, внимание дошкольников посредством использования метода интеллект-карты;

- воспитывать навыки сотрудничества, активности, самостоятельности;

- повышать речевую активность детей, пополнять и активизировать словарный запас; совершенствовать звукопроизношение, развивать связную речь.

          Для составления интеллект-карты потребовался лист ватмана, фломастеры, цветные карандаши, картинки, фотографии. Главная тема исследования размещается в центре листа (в нашем случае – это фотография, которую принес ребенок). От главной темы с помощью стрелок обозначаются основные направления исследования. На первом этапе дети пытались найти ответ, что за пятно появилось на реке. Для этого использовались различные способы получения информации:

- подумать самостоятельно;

- спросить у взрослых;

- прочитать в книгах;

- получить информацию с помощью компьютера:

- провести эксперимент;

- посмотреть по телевизору;

Все эти способы были отмечены на интеллект-карте с помощью картинок и подписей (печатными буквами). После сбора и обработки информации дети пришли к выводу, что пятно на реке - это нефть. На интеллект–карте были отмечены следующие направления поиска:

- что такое нефть, ее значение в жизни человека;

- в чем причины появления нефтяных пятен;

- пользу или вред наносят разливы нефти (кому и чему вредят);

- как человек может помочь природе (ликвидировать последствия загрязнения).

В результате бесед со взрослыми, просмотра презентации был сделан вывод, что пятно на реке Ухта могло появиться из-за старых нефтяных скважин. В ходе исследовательской работы была проведена опытно-экспериментальная деятельность «Очистим воду». Дети убедились, что на поверхности воды нефть образует тонкую пленку, через которую не проникает воздух и эту пленку очень сложно удалить полностью. Был сделан вывод, что нефтяные разливы являются причиной гибели обитателей рек, а также водных растений. Дети узнали, что работы по очистке рек от нефтяных загрязнений ведутся разными способами, они очень сложные и трудоемкие. Все результаты были отмечены на интеллект-карте с помощью картинок и рисунков.

При работе над проектом важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска, чему способствовало создание интеллект-карты, которая находилась в доступном для детей месте, чтобы у воспитанников была возможность в любое время к ней обратиться с целью фиксирования результатов исследования.

Результативность применения этого метода достигается:

- наглядностью (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);

- запоминаемостью (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);

- возможностью пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи).

 

Список использованных источников:

https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10057

https://zen.yandex.ru/media/activityedu/intellektkarta-v-dou-preimuscestva-kart-uma-i-metodiki-sostavleniia-5dcbdc0f525c952780f983ac?utm_source=serp

https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10057

 

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве